ФЭНДОМ

Язык эльфов - одна из древнейших систем общения в мире Данзарса.

Эльфийский язык имеет свою письменность и устоявшеюся совокупность слов и форм, с помощью которых эльфы выражают свои мысли. Но несмотря на огромную историю, язык эльфов не распространён среди людских народов и народов других рас, исключая гномов. В гномьей речи ввиду тесных контактов и войн с Эльфийской цивилизацией, некоторые выражения и слова эльфов приобрели устоявшийся характер. Так же считается, что гномья и эльфийская речь базировалась на одной основе и лишь в течение времени деформировалась в отдельные языки.

Люди же в абсолютном большинстве эльфийскую речь и письменность не понимают и не владеют ей. Вероятной причиной этому явилось позднее появление цивилизации людей в Данзарсе, и то, что в людском обществе уже был сформирован языковой базис. В дальнейшем людская речь и письменность стала считаться всеобщей. Очевидно из-за большой популяции человечества. В эльфийском языке преобладают мягкие звуки и частые сочетания гласных. Эльфийская речь приятна на слух и некоторыми любителями воспринимается чем-то вроде расслабляющей музыки. Но так же известно, что эльфийская речь теряет большую часть своего очарование в устах не-эльфа (мугла, человека). Причиной этому являются видоизмененные с веками голосовые связки эльфов и наоборот неприспособленные к эльфийскому языку связки муглов и людей. Однако на всеобщем языке эльфы общаются с не меньшей прытью, чем люди. Но эльфийский диалект легко различим, но не противен.

И несмотря на непопулярность эльфийского языка, есть достаточное количество слов и выражений, которые понятны жителям пограничных с эльфийским поселениями и другим людям и муглам, тесно контактирующим с эльфийской цивилизацией. Далее идёт перечень устоявшихся слов и выражений:

Тхойле ("мусор") - оскорбительное наименование человека на эльфийском языке. Непрошенный гость на эльфийских землях, и именно человеческой расы. В некоторых случаях оскорбление применительное к другому эльфу. Возникло из-за многовековых столкновений эльфов с людьми. Чаще всего применяется агрессивными общинами эльфов в Велинтании, ратующих за полную изоляцию от человеческой цивилизации, в том числе за прекращение любых форм торговли и всех форм дипломатии.

Лудья (букв. " - искаженное человеческое слово "люди". Эльфийское наименование человека. Без негативного окраса.

Джамма ("сухой лист") - наименование эльфа, отошедшего от эльфийских традиций и пытающегося жить в людском обществе. Часто в устах традиционного эльфа (велья) имеет презрительный и пренебрежительный окрас. Достаточно распространено и среди людской речи. Но употребление сильно вариируется от региона. Получило особенное распространение в Самаратском графстве и Рагском баронстве, ввиду близости к Велинтании.

Велья - наименование эльфа придержевающегося исконных традиций. И воспитанного в пределах Велинтании. Слово распространено, в основном, среди эльфов. Людьми почти не употребляется.

Налма - используется эльфами, как общее наименование леса. На всеобщий язык переводится как лес.

Эльсевунд - "неотделимый". Используется в основном эльфами. Редко встречается у людей. Может быть использовано как название.

Элвенталь - "парящий". Используется в основном эльфами. Но так же встречается у людей. Может быть использовано как название.

Квентум аэлоро. - крылатое эльфийское выражение. Переводится как "закон упразднен". Иногда используется людскими политиками.

Так же эльфийским языком названы месяцы и времена года. Но в отличие от других эльфийских слов, наименования месяцев широко используются в людском обществе.

Аллойнор. (новый, первый) - Январь.

Морфорис. (отрок) - Февраль.

Иргельса. (изменчивый) - Март.

Ольгерин. (звонкий) - Апрель.

Венрих. (цветущий) - Май.

Альшари. (юный) - Июнь.

Сэразер. (срединный) - Июль.

Альмарил. (урожайный) - Август.

Эфирис. (отцветающий) - Сентябрь.

Гэльм. (полыхающий) - Октябрь.

Кральис. (закатный) - Ноябрь.

Даркенис. (последний, уходящий) - Декабрь.

Названия лун Данзарса тоже пошли из эльфийского языка.

Эленхел. - огненная звезда. Эрелли. - ледяная звезда.

Дни недели, привязанные к фазам Эленхел (ее период обращения вокруг Данзарса длится семь данзарских суток):

  • Пон. - Аллойрос. (Рассветная)
  • Вт. - Наирос. (Лучистая)
  • Ср. - Сэрулос. (Средняя) - на ночь с среды на четверг всегда приходится полнолуние.
  • Чет. - Трерих. (Отбывшая)
  • Пят. - Акралос. (Предвосхищающая)
  • Суб. - Ласаро. (Закрывающая)
  • Вос. - Даркорис. (Уходяшее) - на этот день приходится новолуние.

Современный эльфийский счет основан на десятичной системе, хотя во многих областях эльфийской культуры видны следы древней пятеричной системы.

Число Название Число Название Число Название Число Название
1 Анд 10 Саэр 100 Льем 1000 Льемис
2 Ил 20 Ильи 200 Илем
3 Ильд 30 Ильди 300 Ильдем
4 Толен 40 Толени
5 Вот 50 Воти
6 Суон
7 Таун
8 Тауд
9 Влэр
0 А

Составные числительные формируются по возрастанию разряда (а не по убыванию, как у людей), как и разбиваются на слова по два десятичных разряда. Например, 12 = андасаэр ("два и десять"), 44 = толетолени ("четыре и сорок"), 125 = вотильи льем ("пять и двадцать, сто"), 2460 = суони толенемилис ("шестьдесят, четыреста и две тысячи").