ФЭНДОМ

Как любая многовековая культура - а в нашем случае, многотысячелетняя - эльфийская культура необычайно обширна и разнообразна. Традиции и обычаи плотно вросли в повседневную жизнь эльфов, и отклонение от них считается дурным тоном. На первый взгляд, это кажется пластом ненужных формальностей, но любое обрядовое действие в обычной жизни было отшлифовано веками.

Человеку постичь все эти нагромождения условностей за короткую жизнь очень трудно, зачастую, именно поэтому люди кажутся эльфам варварами. Впрочем, к ним относятся снисходительно, в отличие от соплеменников. Если хорошо вникнуть в систему традиций и обычаев, она покажется на редкость стройной и логичной, но для осознания этого нужны долгие годы.

Я расскажу лишь о некоторых, самых основных правилах эльфов.

СемьяПравить

ДетиПравить

В эльфийских семьях редко бывает больше трех детей, и, так как они рождаются редко, в эльфийском обществе существует целый культ детства и материнства. Самым страшным преступлением считается убийство беременной женщины - оно может даже караться смертной казнью, что вообще эльфам не свойственно. Обычно мать знает заранее, кто у нее родится - мальчик или девочка - ей снятся сны. Если мать глуха к посланиям, то ей сообщает это Старейшина деревни или города.

Детей до двадцати лет воспитывают дома, не разрешают ходить в другие деревни, не показывают чужестранцам и людям, всячески берегут и наставляют, зная, что в самом раннем возрасте важно не допустить зла и заложить основы веры предков. (Возможно, следствием этой чрезмерной опеки являются частые подростковые бунты молодых эльфят - когда они сбегают из дома или, так или иначе, нарушают запреты).

Братья и сестрыПравить

Близнецы очень близки, в отличие от детей, разделенных пятидесятилетнем сроком. Но, братья и сестры, ровно как родители с детьми и супруги, считаются родственниками первого шага, и здороваются прикосновением ладоней. (У эльфов вообще нельзя увидеть объятий и поцелуев в присутствии посторонних (Медея, вернувшись после долголетнего отсутствия, обнимает мать - так вот, это считается дурной человеческой привычкой) Родственники второго круга - деды и внуки, дядья и племянники - здороваются исключительно на словах).

Мужья и женыПравить

Ритуал сватовства чрезвычайно сложен и долог, некоторые пары растягивают его на десятилетия. Связь до брака не поощряется, но и не преследуется. Эльфы холоднее людей эмоционально и физиологически, поэтому бурных ссор с биением тарелок в эльфийской семье обычно не встретишь. Муж и жена не становятся одним целым, напротив, они старательно держат дистанцию, чтобы не раствориться друг в друге, и существуют как две отдельные, разные личности. Вследствие этого, эльф отвечает - и духовно, и материально, - только за одного себя. Имущественные споры в семьях возникают редко, каждая вещь имеет определенного хозяина.

Мужчины и женщины равны в правах, и равно участвуют в воспитании детей, которые у отца учатся познанию и творению, у матери - сохранению и преумножению. Одиночки, воспитывающие детей вследствие гибели или ухода супруги или супруга, редки необычайно. Впрочем, эльфы не боятся жениться или выходить замуж за эльфов с детьми, так как ремесло не всегда наследуется с кровью (об этом ниже). Эльфы, и, в частности, эльфийские мужчины, более моногамны, чем люди.

Разводы так же редки - за 10-20 лет сватовства эльфы успевают притереться друг к другу, привыкнуть и понять, смогут ли они прожить друг с другом жизнь.

Старшее поколениеПравить

Отношение к старшим эльфам строится на безмерном уважении и почитании. Эльф младше 500 лет не может стать старейшиной деревни или города. (В отличии от Старейшин Велинтании, для которых нужны выдающиеся качества (не только одна мудрость), которые нельзя получить с годами). Старики куда инертнее молодежи, если судить по их внешней активности, но духовная их активность выше в несколько раз - в своих думах они способны побывать и в прошлом, и в будущем, но об этом они, блюдя равновесие, никому не рассказывают.

Мертвецов хоронят обнаженными, в глубине леса, за редким исключением родственники не ходят на могилы. Впрочем, иное отношение к тем, кто остался близко к живым и анни - для них сооружают гробницы, чтобы просящие эльфы могли безбоязненно приходить к ним.

РемеслоПравить

В отличие от человеческого общества, где сын булочника непременно унаследует булочную и сам станет булочником, профессия у эльфов - дело индивидуальное. "Для любого ремесла нужен дар, чтобы превратить его в мастерство". Сын может не унаследовать дара отца печь булки, но быть прекрасным кузнецом. Тогда он собирается и уходит в странствие по Велинтании, разыскивая мастера-кузнеца, который бы принял его как сына и обучил всему. Ученик зачастую становиться ближе своих собственных детей. Впрочем, мастера-учителя часто пожилые, и оставляют свои мастерские именно ученикам. Связь между учителем и учеником заключается не только в передаче знаний, но и в особого рода духовной близости.

Вследствие этого среди эльфов распространена культура гостеприимства - чужаков никогда не прогоняют, памятуя о своих странствующих детях.

В том случае, если мастер чувствует приближение смерти, но не успел воспитать ни одного приемника, он идет к особым эльфам-Помнящим. Они запечатлевают его знания и мастерство в себе без возможности воспользоваться этими знаниями, чтобы старый мастер мог умереть, а дело его осталось бы жить. Помнящие могут передавать знания об умениях друг другу несколько поколений, пока не родится эльф с таким даром, который в них запечатан. Впрочем, это относиться лишь к редким и сложным умениям, например, к разговору со звездами.